Доктор Кто?  Новости  Титры  Фанфики  Клипы  Ссылки
 
 
 
 
К списку статей / Книги: канон или не канон?

Бывает так, что где-то – в фанфике или разговоре – вам встречается такая информация о вашем любимом Докторе, которую вы никогда в жизни не слышали, хотя и смотрели все серии с ним. Объяснения здесь может быть два: либо вам врут и пересказывают собственные фантазии, либо информация эта была почерпнута из книг, написанных по мотивам «Доктора Кто». Много лет поклонники сериала спорят, являются ли сюжет и детали из этих книг каноном, то есть, являются ли книги частью официальной телевизионной истории «Доктора Кто» (именно сериал считается отправной точкой для канона – он всё-таки появился первым). Давайте попробуем разобраться. Но для начала стоит вспомнить историю этих книг.

Первые книги появились в 1960-х годах, это, конечно же, были книги о Первом Докторе. В 1970-е издательство «Таргет» (Target) решило эти книги переиздать. Так как переиздание пользовалось большим успехом, в «Таргет» приняли решение купить у Би-Би-Си лицензию на издание романов по мотивам «Доктора Кто». Все эти книги были литературным пересказом вышедших серий, если авторы и фантазировали, то только о второстепенных персонажах и незначительных сюжетных линиях. Что касается авторов, то в «Таргет» быстро поняли, что найти их можно среди тех же людей, кто работает над «Доктором Кто». Так в 1970-е большую часть книг писал Терренс Дикс, редактор сценариев сериала, но были и другие авторы. Романы по мотивам «Доктора Кто» писал даже Йен Мартер, игравший когда-то Гарри Салливана, одного из спутников Доктора.

Тогда для многих поклонников история «Доктора Кто» была загадкой, ведь в то время не было ни видеокассет, ни ДВД, ни торрентов – серию нельзя было пересмотреть. К тому же, повторяли старые серии очень редко. Родители обсуждали сюжеты, которые не могли помнить их дети. Но вот стали появляться книги, в которых эти старые серии пересказывались. Получалось, что тогда книжка была единственным способом напомнить себе или впервые узнать о давних приключениях Доктора. Даже утерянные серии сохранились в виде таких книжных пересказов.

Почти все классические серии существуют в виде книг, кроме пары серий с Далеками, написанных Эриком Сауардом (если бы книги были изданы, пришлось бы выплачивать огромные авторские отчисления за использование образов Далеков их создателю Терри Нейшену) и серий Дугласа Адамса (хотя он и хотел написать книги по мотивам своих телеисторий, у него в итоге просто не нашлось времени).

Интересно, что книги, пересказывающие сюжеты серий «Доктора Кто», стали одними из самых популярных детских книг. Школьные учителя относились к книжкам с пренебрежением, потому что считали их ненастоящей литературой. Но дети, которые раньше читать не хотели вовсе, стали читать книги о Докторе.

Как и в сериале, в книгах встречались повторяющиеся характерные детали. Например, ТАРДИС Доктора материализовалась всегда «со свистящим и будто стонущим звуком», в Далеках «кипела ненависть», Киберлюди всегда были «высокими и бесчувственными», а о Ледяных воинах говорилось, что «когда-то они были гордой расой». У каждой инкарнации Доктора тоже были повторяющиеся характеристики: например, Второй Доктор всегда был одет в мешковатые штаны в клеточку, у него была копна чёрных непослушных волос, глаза его были зеленовато-голубыми, а взгляд – задумчивым. Хотя, авторы ни в коем случае не должны были писать о том, что думает Доктор – он ведь совсем не такой, как мы, нам не понять его мыслей.

Как часто бывало и в сериале, некоторые главы в книжках заканчивались на самом интересном месте. Книги старались писать близко к серии, но все равно в них заполнялись некоторые пробелы, авторы уделяли больше внимания менее значительным персонажам. Сначала писатели даже придумывали новые эпизоды, которых не было в серии, но потом книги стали выходить чаще, и на это уже просто не оставалось времени.

Серьезно подходили и к оформлению: специально для книг рисовались красивые обложки – они получались похожими скорее на киноафишу. В 1970-е Доктором был Джон Пертви, и его рисовать приходилось чаще всего. Он очень чувствительно относился к своему носу, причем, до такой степени, что как-то из Би-Би-Си иллюстратору Крису Акилиосу прислали письмо с просьбой отнестись к внешности Пертви поснисходительней и нарисовать ему нос поменьше.

В 1989-м году «Доктора Кто» сняли с эфира, но книги всё равно продолжали выходить. Правда, это были уже совершенно другие книги. Вскоре после закрытия сериала издательский дом, выпускавший книги-пересказы, купила компания «Вёрджин» (Virgin). Новая компания стала издавать романы о приключениях Седьмого Доктора, приключения эти телезрители не видели вообще никогда. Это были уже не пересказы серий. Издательство хотело купить лицензию на выпуск оригинальных романов, когда сериал еще шел, но тогда им отказали. Как только «Доктора Кто» закрыли, издательству дали лицензию. Новая серия книг называлась «Новые приключения» (New Adventures), запустили её в 1991-м. Писали книги те же авторы, что и раньше. Тогда же к ним присоединился начинающий писатель Пол Корнелл. Именно его книга «Человеческая природа» стала самой популярной книгой серии.

Так как над книгами работали те же люди, что и над «Доктором Кто», в них использовались некоторые сюжетные повороты, которые планировалось показать в сериале. Книжки вновь стали популярными, так что издательство запустило еще одну серию – «Пропущенные приключения» (Missing Adventures), в которой, как следует из названия, рассказывалось о пропущенных (т.е. не показанных по телевидению) приключениях предыдущих Докторов. Книжки «Вёрджин» были чуть «взрослее», чем книги «Таргет» – там были секс, насилие и ругательства. За это издательство часто критиковали, хотя эти вещи в книгах встречались не так уж и часто. Любопытно, что эти романы по мотивам «Доктора Кто» среди прочих писали Марк Гэтисс, Гарет Робертс, Мэтт Джоунс и Расселл Т Дэвис – будущие сценаристы новых серий «Доктора Кто». Для Гэтисса и Робертса эти книги стали их литературным дебютом.

После телефильма с Полом МакГанном Би-Би-Си решила не обновлять лицензию «Вёрджин» и начать выпускать книжки самостоятельно. Однако книги в серии «Новые приключения» продолжили выходить – просто теперь вместо Доктора главным героем стала его книжная спутница Бернис Саммерфилд, придуманная тем самым Полом Корнеллом. Исключая книгу-пересказ телефильма 1996-го года с МакГанном, все книги, выпущенные издательством Би-Би-Си, были самостоятельными романами о Восьмом и других Докторах.

Помимо обычных бумажных книг с 1999-го года выходят также аудиокниги и аудиодрамы (что-то вроде записанных радиопостановок), которые выпускает компания «Биг Финиш» (Big Finish). Докторов и его спутников озвучивают актеры, которые играли их в сериале. В первой выпущенной аудиодраме участвовало сразу три Доктора – Пятый, Шестой и Седьмой. Хотя телевизионная жизнь Восьмого Доктора была очень короткой, у «Биг Финиш» вышло множество аудиокниг с ним. События, происходящие в этих аудиодрамах, довольно удачно вписываются в телевизионную реальность сериала. Однако примечательно то, что в аудиокнигах порой появляются спутники, которых в самом сериале не было никогда. Не говоря о том, в сюжетах иногда участвуют альтернативные Доктора. Кроме основных историй о приключениях собственно Доктора, у «Биг Финиш» есть целые серии других аудиодрам, в которых Доктор не участвует вовсе: например, «Хроники спутников», «Галлифрей», «ЮНИТ», «Сара-Джейн» и другие. Пишут эти аудиокниги самые разные авторы, в том числе сценаристы новых серий.

Когда «Доктор Кто» в 2005-м году вернулся на экраны, некоторые романы и рассказы были экранизированы. Первой экранизированной книгой, написанной по мотивам «Доктора Кто», стала «Человеческая природа» Пола Корнелла (хотя сюжет был сильно переработан, ведь в оригинале главным героем был Седьмой Доктор, а вовсе не Десятый). В серии «Далек» первого сезона новых серий Роберт Ширмен использовал элементы сюжета своей аудиокниги «Jubilee». На основе другой аудиокниги «Spare Parts» были написаны серии второго сезона «Восстание Киберлюдей» и «Век стали». Детский рассказ Стивена Моффата «Сочинение Салли Спарроу «Что я делала в Рождество» о Девятом Докторе переделали в серию третьего сезона «Не моргай».

С 2005-го года издательство Би-Би-Си стало выпускать книги по мотивам «Доктора Кто» уже с героями новых серий – с Девятым и Десятым Докторами и их спутниками. А с 2007-го выходят книги, написанные по мотивам спин-оффа «Доктора Кто» – «Торчвуда». За последние десять лет «Вёрджин», «Биг Финиш» и издательством Би-Би-Си в сумме выпущено более сотни книг, сюжетно связанных с «Доктором Кто».

Вернёмся теперь к тому, с чего начали: так являются ли книги и аудиодрамы, написанные по мотивам «Доктора Кто», каноном или нет? И да, и нет. Безусловно, книги издательства «Таргет» по большей части соответствуют официальной телевизионной истории сериала, и отлично в неё вписываются – ведь это пересказы того, что было показано в эфире Би-Би-Си, пересказы с крошечными дополнениями. В книгах же компании «Вёрджин» встречаются секс и насилие, чего зрители никогда не увидят в сериале, потому что, как бы сильно ни любили «Доктора Кто» взрослые, он в первую очередь предназначен для детей. Это совсем не каноничный элемент. События в книгах «Вёрджин» и в аудиодрамах «Биг Финиш» могут противоречить событиям в сериале, то есть противоречить канону. Даже романы, по которым позже были написаны серии, могут не соответствовать официальной телеистории сериала – сами авторы часто переписывают свои сюжеты практически полностью. Правда, как напоминают многие поклонники и сериала, и книг по мотивам, у самого Доктора немного другой взгляд на этот вопрос: как-то и когда-то в сериале он сказал, что каждое чьё-то решение создает альтернативную вселенную, и вселенных этих существует бесконечное множество. А значит, сюжет любой книги по мотивам «Доктора Кто», пусть даже совершенно не вписывающийся в канву сериала, может быть каноничным – это просто другая вселенная, альтернативная вселенной «Доктора Кто».

по материалам радиопередачи Марка Гэтисса «On The Outside It Looked Like An Old Fashioned Police Box»
дополнительная информация собрана E.A. & Regis
 

 

Все права на имена и названия принадлежат BBC и тем, кому они принадлежат.
Сайт является некоммерческим проектом.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

eXTReMe Tracker